ИЦ "АФТЕРШОК"

ТЕОРИЯ

Previous Entry Share Next Entry
Преодоление кризисов. Византийский опыт.
petroff110 wrote in aftershock_3

Преодоление кризисов.

Византийский опыт.

 

 

 История, как правило, не замечает преодоленных кризисов. А что их замечать? Выжили, значит,  болезнь была нестрашной. Но мы имеем практически чистый исторический опыт: преодоление кризиса II IV веков Римской империей. Точнее восточной её частью. Развитие кризиса VIIX веков на  Западе и Востоке. А также интересные последствия кризисов.

 

Пролог. Корни  кризиса. Римская империя.

По окончании напряженных Пунических войн  нарождающаяся империя получила долгожданный покой и обрела статус «супердержавы». А, кроме того, достаточно большое количество безземельных ветеранов и нуворишей, прибравших земли этих самых ветеранов, пока последние с оружием в руках добывали славу и богатство Риму. Нельзя сказать, что Сенат не понимал несправедливости и угроз в создавшемся положении. Гракхи пытались законодательно изменить создавшееся положение, но итого известен: не смотря на все старания, мелкие хозяйства были заменены крупным землевладением.

 

А случилось следующее. Римские безземельные  граждане – ветераны не желали идти в наем. Как же, рожденные свободными герои войны и вдруг получили статус пролетариев – наемных рабочий без собственности. В итоге земли вокруг Рима были сконцентрированы в руках ограниченного числа ловкачей из числа патрициев. Но ветеранов надо кормить, не то они могут легко вспомнить как держать оружие.  Это обстоятельство послужило поводом к раздаче «пособий по безработице» жителям Рима. Граждан надо как-то занимать и развлекать. Так появились гладиаторские бои и прочие гонки на колесницах.

Вторым фактором кризиса стали вынужденные высокие налоги, для пополнения госбюджета. Крестьянские общины, в результате высоких налогов, начали разоряться, безработные голодранцы начали пополнять наиболее крупные города. Оставшиеся крестьяне начинали искать помощи у влиятельных лиц, что вылилось в институт патроната. Покровительство охотно оказывалось, но взамен на отчуждение земли и потерю части независимости крестьянской общины.  Конечно, производительность в крупных хозяйствах выше, но и сбор налогов намного сложнее. На то патрон и являлся патроном, чтоб употребить свое влияние себе же во благо. Кстати, подобный принцип землевладения становится господствующим во всей средневековой Европе. Что надо отметить и запомнить.

Эта система полностью упразднила крестьянскую общину после падения Рима, присущую германским и франкским племенам – германскую марку. Интересная деталь. В последствии на Западе видели несправедливость и опасность разорения крестьянской общины в угоду крупного землевладения. Каролинги (династия франкских королей) пыталась с этому препятствовать, но с сомнительным успехом. На Западе был закон, согласно которому, если  по истечении 40 лет пользования земельный надел переходил во владение тому, кто им пользовался. Это послужило инструментом концентрации земель в руках новой феодальной олигархии.

 

Вернемся к Риму. Вторым итогом пунических войн  явился кризис отцов и детей. Дело в том, что нравы в «старом» Риме были очень строгими. Считалось предосудительным излишества в одежде, еде и распущенность нравов.

К примеру. Не безызвестный цензор Катон, выражение которого «Карфаген должен быть разрушен» мы до сих пор повторяем как пословицу, лишил должности сенатора, который в присутствии дочери поцеловал её мать. Но аскетизму пришел конец.

. Нувориши и их дети, как это обычно и бывает, пытались всячески показать свое полученное превосходство, что приводило (по Алексу) к непродуктивному использованию имеющегося, хоть и обширного, но ограниченного ресурса «частным сектором» и чрезмерными государственными расходами.

 

   Итог; высокие государственные расходы, обесценивание денег, пустующие земли, крупные землевладения на которых работали полузависимые рабы-колоны или переселенцы из провинций. Организационную форму это явление приобрело в постройке римских вилл и социальной организации являющейся прообразом феодальных владений средневековой Европы.

Итак. В очень общих чертах зафиксируем ситуацию в римской империи в период её упадка.

  1. Упадок сельского хозяйства (основного источника ресурсов того времени), выразившейся с одной стороны, укрупнением хозяйствования вокруг вилл и одновременное запустение земель.
  2. Завышенные непродуктивные государственные расходы на содержание римских бездельников и непродуктивные расходы на ублажение прихотей римской аристократии.  

 

 

Кризис. Драма.

Общие черты востока и запада . Стартовые условия.

 

Империя на то и империя, она унифицирует хозяйственный, политический и общественный организм.

Можно ли говорить, что кризис в разной степени коснулся разных римских провинций?

Разумеется, да. Хотя и язвы государства были общими. Но степень поражения различна.

Везде, где был Рим можно найти развалины миниколизеев, везде в той или иной степени можно обнаружить укрупнение сельскохозяйственных землевладений

 

Общее административное государственной устройство. Даже государственный язык до VII века в восточной римской империи латынь. Общая система землепользования, система образования, Рим соединил империю дорогами, оснастил банями, школами, судами. Защитил новых подданных легионами. одинаковая религия ( на период упадкпа империи  - это христианство), даже. Самоиндетентификация везде одна – римские граждане – ромеи. Внешнеполитические условия одинаковы. Обе части переживали на момент распада сильное давление германских народов на рейнские и дунайские границы. В начале V века готы впервые овладели Римом, и в Константинополе очень сильна партия готов, которая пользуясь слабостью малолетнего императора практически управляет им.

Продолжаю аналогии: устройство армии аналогичное.

Очень сильно напоминает то, что планирует организовать наша власть, разрешив иностранцам «за гражданство» служить в русской армии.

Пример: На границах обеих частей существуют так называемые федераты. Федераты, это варварские племена несколько романизированные, нанимаемые центральной властью для воинских надобностей. Периодически федераты, не получив обещанных или желаемых  денег, иногда вынуждено (вооруженные мужики требуют денег), иногда в силу амбиций, начинают безобразить. Например, Одоакр полез в Италию и основал свое королевство. Потом его пришлось оттуда выковыривать при помощи других федератов-варваров. Ну, наш Кавказ один в один.

 

Различия Востока и Запада:

Культурные различия. Галлия, Германия и Испания в своем культурном потенциале не сопоставимы с Грецией, Палестиной и Египтом. Эта часть империи смогла в момент культурного разрыва  разумно воспользоваться своим культурным и историческим прошлым.

В восточной части еще сохранялись общинные землевладения. Степень распутства и излишеств востоку была присуща в меньшей степени.

 восточной части еще сохранялись общинные землевладения.

 

Еще в западной части ересей было меньше. Но на Востоке накал и глубина веры не сопоставимы с Западом. Византийский (восточноримский) восток дает к этому времени великих учителей монастырской жизни, Фиванская и Сирийские пустыни - почти один сплошной монастырь! При таком накале веры я с трудом представляю власть, аналогичную западной римской власти, которые после завоевания Рима вестготами обсуждали что? Вопрос укрепления городских стен? Найма очередных федератов или введения всеобщей воинской повинности (что сделали византийцы при нашествии арабов или те же латиняне времен пунических войн)? Нет. Сенат обсуждает возобновление гладиаторских боев!

 

Возвращаемся в нашим двум половинкам Римской империи. Нельзя говорить, что восток сохранился благодаря выдающимся талантам императоров. После Константина и Феодосия I сильных императоров нет. Хотя последние все-таки еще римские, а не византийские императоры. Так вот, Первые византийские императоры (начиная с Феодосия II) очень слабые императоры.

У первого византийского (восточноримского) императора Феодосия II, всеми делами управляет его сестра - принцесса Пульхерья. И вот тут мы подбираемся к основному отличию, которое просто бросается в глаза. Весь римский восток, включая принцессу Пульхерью и Феодосия просто горит православной верой. Пульхерья ведет очень скромный, почти монастырский образ жизни.

Еще пример: в Македонии случились гражданские безпорядки и Феодосий I достаточно жестко подавил их. Пострадали и правые и виноватые. Кстати, об общих язвах. безпорядки начались из за того, что был «арестован» один из фаворитов гонок на колесницах, а народ не хотел пропускать зрелища, поэтому начал бузить.

 После этого «заурядного» для императоров  случая, Феодосий был на 8 месяцев отлучен от церкви св. Амвросием. И был прощен только после издания указа, что всякий осужденный на казнь может быть казнен только после истечение 30 дневного срока. Это к тому, что авторитет церкви у Феодосия был вызван не только политической симпатией или расчетом.

Нахожу только одну существенную разницу между Востоком и западом – это глубина и накал веры, влияющей на моральные принципы жизни всего общество. Обилие ересей на Востоке только иллюстрирует накал этой веры.

 

Итак. Стареющий античный Рим создал два суперэтноса, впитавших в разной степени традиции старой римской империи, впитавших по своему усмотрению и душевным наклонностям. Интересно посмотреть, во что эти наклонности вылились в юности нового христианского мира на западе и на востоке.

 

Кризис, как неотъемлемая часть развития.

 

Западные летописи, законодательства и частные акты открывают одно замечательное явление ранней средневековой жизни, которое одинаково повторяется во всех слоях общества. Более слабые в экономическом отношении, дабы избежать разного рода житейских невзгод, поголовно стремятся отыскать себе защитника в лице богатого и сильного соседа. (Римский патронат на новом витке развития) . Это весьма распространенный акт коммендации, которым лица низших сословий и состояний принимали на себя добровольную зависимость. Одни вступали в зависимость к королю, другие – к частным лицам.

Таково всеобщее явление, происхождение и последствия которого в высшей степени важны для всей истории западного развития.

В хозяйственном укладе это выразилось тем, что большинство крестьян или подались в крепостные к помещику-сеньору, или стали батраками у более зажиточных крестьян. Таким образом крестьянская община (германская марка) на западе прекратила свое существование. Что из этого последовало?

 Развилось классическое феодальное общество, при котором дворянин мог давать вассальную клятву как королю, так и любому частному лицу, причем одновременно быть зависим как от одного, так и от другого. В этой ситуации, служа двум господам, вассал одному радел, а к другому относился прохладно. Последним мог стать и король. Это обстоятельство  ослабляло власть короля, а где слабая власть, там слабая собираемость налогов. А без ресурса власть хиреет и чахнет. Каролинги пытались защитить слабых против сильных, запрещали «графам, викариям и судьям скупать имущество бедных под обманным предлогом, тем более отнимать насильно и похищать его»; высказывали желание, чтобы «графы не понуждали свободных людей к рабскому труду»; объявляли недействительными кабальные записи, по которым свободные люди отдавали себя в коммендацию. Но императорские предписания не достигали цели. Итог известен, арабская конница завоевала Испанию и была остановлена Карлом Мартелом под Пуатье. Но для этого ему пришлось конфисковать большую часть церковных земель. Не простое  и не популярное решение.

Византия. Византия смогла справиться с арабским нашествием без таких радикальных методов. Причем воюя на два фронта: на юге арабы, на севере славяне.

Интересно отношение византийских императоров к аналогичным внутренним проблемам хозяйствования – разорению общин и ослаблением управляемостью государством . Выдержка из Василия II. : «Немало были мы обременяемы жалобами бедных по поводу 40‑летней давности и, много раз путешествуя и проходя области царства нашего, собственными глазами видели совершающиеся ежедневно в отношении к ним обиды. Разве не может властитель, обидевший бедного, долгое время пользоваться своей силой и благосостоянием, а потом еще передать то и другое своим наследникам? Что же может в таком случае помочь бедному время? Разве не возможен такой случай, что патрикий, магистр или военный чин, обогатившийся на счет бедного, будет иметь своими потомками тоже властителей, иногда находящихся в родстве с царями и поддерживающих в продолжение 70 или 100 лет силу своего рода и свое благосостояние? Не должны ли мы сами вступиться, обуздать сильных, поддержать бедных в принадлежащих им правах, которые у них злым образом бывают отнимаемы или же похищаемы обманом? Когда богатые властители посредством покупки вторгаются в сельские общины, и когда потом их наследники вместе с имением в продолжение нескольких поколений получают по наследству силу и влияние своих предков, то, конечно, бедному нет возможности возбудить иск о возвращении отнятого у него насилием или обманом».

Вот преамбула к византийскому закону, характеризующая отношение власти к процессам создания земельных латифундий за счет общинных земель. 

«Есть люди, которые, отрицаясь от своей духовной природы и Создателя, заботятся только о земных благах и временном благополучии. От таких людей, с жадностью гоняющихся за богатством и подверженных страсти стяжания, происходят все бедствия отсюда всякие замешательства, отсюда все несправедливости, отсюда великие и долгие страдания и стоны бедных. Но за бедных стоит сам Господь, говоря в Писании: ради мучения бедных и воздыхания убогих Я восстану. Если же сам Бог, возведший нас на царство, восстает на отмщение убогих, то как можем мы пренебречь своим долгом, когда именно от одних очей царских бедняк ждет себе здесь утешения. Ради того, имея намерение поправить, что было недавно совершено или дерзко предпринято против отдельных лиц, мы издаем настоящий закон, который послужит к устранению и искоренению ненасытной страсти любостяжания так, чтобы отныне уже никто не был лишаем своего, и чтобы бедный не испытывал преобладания сильных»

 Это позволило императорской власти сохранить управляемость государством, иметь основу для экономической состоятельности и, тем самым, противостоять арабской угрозе. Причем ведя войну на два фронта. С юга арабы, а с севера славяне. Чего не было на западе.

Не стоит думать, что история развития  Востока и Запада сводится к тому, что Василий II смог, а Каролинги не смогли противостоять разного рода средневековым дерипаскам и Прохоровым. Здесь различие в мироощущении народов запада и востока.  Один просвещенный грек после захвата крестоносцами Константинополя писал:

«Нам не след теперь предаваться унынию, будем стремиться к добродетели и украшать себя образованностью. Тогда мы по сущности и справедливости будем властвовать над нашими повелителями. Захватив крепости и замки, они думают повелевать посредством насилия, отнимая у нас имущества и лишая жизни. Но такая власть ненадежна и непрочна, ибо не оправдывается ни природными, ни благоприобретенными свойствами. Никто же не скажет, что львы, леопарды или волки властвуют над людьми, хотя они когтями и зубами достигают того же, что и наши победители. И никогда не удастся им вполне господствовать над нами, хотя бы они присвоили себе все наши стяжания, хотя бы оставили нас нагими или коснулись бы самой плоти нашей»{3}.

 

 

Выводы. Нравственные принципы, лежащие  в основе западной и восточной культур (а мы все-таки наследники византийской традиции) повлияли и на весь ход истории. Определенные ограничения нравственности запада привели:

  1. К ослаблению государства. Новой Западной римской империи так и не случилось. Священная римская империя германского народа была наспех сколочена и просуществовала недолго, в отличии от Византии, просуществовавшей 1100 лет (мировой рекорд империй).
  2. имея более выгодное стратегическое положение, защищенное от внешних врагов, не стало залогом процветания. Запад постоянно воевал сам с собой.
  3. Имея определенную «привычку» к отъёму чужой собственности у соотечественников, запад уже с легкой совестью перенес этот навык и на соседние народы. Начав экспансию в виде крестовых походов на сарацин, легко разграбил братский христианский  Константинополь. Далее, Америка. Индия, весь мир, где им не смогли дать по сопатке.
  4. Если Восток всячески боролся даже с зачатками олигархии, то запад – это история развития олигархий. Вначале рыцарские замки и сеньорат, затем банковские дома и финансовая аристократия. Вся эта вакханалия сопровождалась всеми ужасами кризисных времен.

 

Эпилог.

 Византия пала, когда не смогла следовать своим принципам: защита православия и борьба с олигархией. Запад же  в своем развитии явил потрясающие образчики безчеловечности в отношении к собственному народу (например, английский закон о бродяжничестве), постоянной экспансии на новые цивилизации от уничтожения индейцев до современности, о которой и так много здесь написано.

Эти вопиющие образчики  мы не видим только благодаря тому, что живем и учимся большей частью по книгам, западом же и написанные. А существующее положение вещей находим единственным органическим, хотя порой и не справедливым.

 

 


  • 1
Мне очень не хватает статистики производства на душу населения хотя бы зерна, чтобы делать предметное заключение по Византии, но пирамидальной зависимости от колониальной экспансии у них явно не было.

Мне её тоже не хватает.
Византия ярко выраженная открытая система, которая подпитывалась извне за счет исключительно удачно расположенного Константинополя. По этой причине, спад в выращивании зерновых мог быть компенсирован внешними приобретениями.
Тем не менее, мы вполне можем реконструировать ситуацию.
1. Кризис в II - IV вв.
На востоке есть Константинополь, на западе Карфаген (точнее новый Карфаген). Такой же (сопоставимый по значению) торговый центр, как и Константинополь.
2/ VI век. У Византии потерян Египет. Основной источник пшеницы в Средиземноморье и, исторически, для Балкан. Он у арабов. В том числе и на этом ресурсе арабы доперли аж до Пуатье. Чтоб их остановить Карл Мартел залез в закрома церкви, благодаря чему остался в памяти недалеких )во всех отношениях) потомков не как спаситель отечества, а как изчадие ада.
3. Поздняя римская античность характеризуется тем, что потреблять стали значительно меньше. Аналогия с крахом бакса. А арабы еще культурно "не зацвели". Следовательно, торговые обороты Константинополя должны также упасть. Следовательно, выражаясь современным языком, в Византии экономический спад как в денежном, так и в натуральном исчислении.
В то же время Византия все это пережила. Ужалась, упразднила театры, светскую поэзию, гонки на колесницах, давали по башке олигархам и ничего. Рационально использовали имеющийся ресурс.
А вот в Риме гонки на колесницах продолжались даже после упразднения империи вестготами. Т.е. гуляли на последнее.
Вот и итог. Восток рационально использовал имеющееся, а запад так и не смог. Жить хотелось очень хорошо.

Основная мысль моя сводится к тому, что кризисы могут быть преодолены (в определенных исторических условиях) за счет оптимизации потребления, в основе которого лежит моральное воззрение на социальное устройство, которое, в свою очередь, формируется "правильной" религией.

С основной мыслью полностью согласен. Деградация хозяйства неразрывна связана с деградацией морали и ценностей, как и обратный процесс.

У меня впечатление , что источников не хватает. В том числе, что именно случилось со светской поэзией, театрами итп. Что случилось с прикладной и теоретической наукой в государстве, где установилось засилье жрецов произвольной религии,.... думаю поискать будет забавно Вам самим.




Мне точно встречалось, что отличием Восточноримской империи от Гесперии
был запрет частной чеканки монет и ввод солидуса-- золотой монеты , льющейся из точно установленного веса золота.
Однако также известно что уже Юстиниан стал подмешивать дополнительно медь.


"VI век. У Византии потерян Египет. Основной источник пшеницы в Средиземноморье и, исторически, для Балкан. Он у арабов"
Отбили его у Византии первоначально не арабы.


В 7м веке от Византийской империи вообще остались постепенно приходящие в упадок( видно и по стагнирующей военной литературе того времени) остатки.

Так что же случилось с "наукой"? особенно если учесть, что в современном понимании науки в античности и раннем средневековье не существовало. (Наука понимается как система знаний).

Вестготы в северной Африке - семидесятилетни эпизод. Не более.
В подмешивании в золото примесей, урезание краев монет и пр. пр. Этим грешили в той или иной степени все. Только экономических кризисов, подобно римскому III века в Византии не было. Были политические, экономические (Например, потеря Египта), но финансовых не было.
"Остатки" Византии - это Греция, територия передней Азии, часть Персии, Армении. Неплохие остатки, особенно если сравнить с неуправляемой Европой, населенной слабоуправляемыми феодалами.

Интересна история Византии, отправляю к проф. Успенскому. Погуглите.

@ак что же случилось с "наукой"? особенно если учесть, что в современном понимании науки в античности и раннем средневековье не существовало.@

Я считаю что это ложное утверждение. Наука как связное знание о мире была создана в Средиземноморье именно в античности. А случилась очень простая вещь--Юстиниан целенаправленно уничтожил все те учреждения образования до которых смог добраться.
Немало "потрудились" и исламские фанатики первой волны завоеваний.



Разрыв знания, деградация , парафраз и преклонение перед случайно сохранившимися знаниями древних обычны в военной литературе Византии с 7века.





@Только экономических кризисов, подобно римскому III века в Византии не было. Были политические, экономические (Например, потеря Египта), но финансовых не было@

Сожалею, что мы плаваем без надежных источников.
По части из них непосредственных очевидце( см. Прокопия Кесарийского) поcле смерти Юстиниана казна была найдена пустой. Вероятно, кризисов вроде инфляционного 3 в.н.э Рима не было, но зацикленность Юстиниана на "производстве" золота , а не зерна и солдат--пожалуй важнейшее что дает ключ для понимания природы коллапса уже Восточно-Римской Империи.








Из современных нам византинистов мне интересен Кучма, как военный историк. Успенский.. я посмотрю, но заранее уверен что выводы его работ устарели.


В работах Кучмы по "Стратегикону" Маврикия и Византийскому Анониму мимоходом говорится о общем кризисе Византии в конце 6го-начале 7го века, еще до перехода Хосроя Парвиза в наступление.





""Остатки" Византии - это Греция, територия передней Азии, часть Персии, Армении. Неплохие остатки"

Они продолжали деградировать во всех смыслах, мне не хотелось бы чтобы Вы забыли этот печальный исторический факт.




"собенно если сравнить с неуправляемой Европой, населенной слабоуправляемыми феодалами."

Вероятно... но главное сравнение перед лицом Истории в 6-7веке шло не с западноевропейскими варварскими эфемерными "государствами" вандалов, вестготов и остготов.


Интересно, что в "Истории Халифата" Большакова нашлось, то что опускается или лишь предполагается, хоть и талантливых но компилятивных работах. Оказывается, несмотря на то что официальным языком восточно-римской империи был латинский,
сирийское и египетское население империи "ромеями" себя полностью не считали, сохраняли свой язык, свои названия городов, свою письменность итп. Одним из проявления этого было странная непримиримость "монофизитского христианства"(условно сирийско-египетского) с "халкедонитским"( условно греко-римским).

Собственно, странный выбор идеологии империи как религиозной изначально создавал предпосылки ее распада и исчезновения, выделения из неё других "христианских государств".


К чему копать так глубоко вглубь веков? Посмотрите, как СССР выходил из послевоенной разрухи. 20-25 млн потерь среди мирного населения, фактически уничтоженое сельское хозяйство и инфраструктура, полуразрушеная промышленость, высочайшая преступность и масса оружия на руках населения, рост цен в 10-13 раз, отсутствие межународных кредитов, начало холодной войны и т.д и т.п. В таких условиях СССР не только восстановил довоенный уровень буквально за пятилетку, но успешно завершил ядерный проект и заложил основы для космической программы.
Мораль: при жестком и грамотном государственном управлении самый жестокий кризис может быть преодолен за 10 лет.

Не все так сразу. Этому тоже будет посещена статья. Цена выхода из разрухи СССР слишком велика. Хотя, скорее всего, и оправдана.
Я бы сравнил рывок СССР с рывком спортсмена, обколотого допингом. Всех порвал, а через определенное время печень начала отваливаться, сердце шалит и стоИт плохо.
Наша с вами печальная современность тому подтверждение: народ серьезно болен.
Византийский опыт интересен тем, что
1. империя вышла из кризиса на одной морали! Не смотря на уменьшение ресурса.
2. Запад, попуская несправедливость в отношении своих граждан, затем репродуцировал свою культурную матрицу и дальше. К началу очередного кризиса затеял крестовые походы и ограбил вначале сарацин. А после того как им таи надавали, и братьев-христиан - Константинополь. Затем были колонии, ост-индийская компания, колониализм и неоколониализм. История запада - это, в том числе, история ограбления всего, к чему они дотянутся.

Все дело в деньгах

Византия вылезла не за счет морали, а за счет минизации потребления, которое было обосновано и подкреплено христианской моралью. Это позволило сформировать избыточный продукт для необходимого рывка. Так было всегда.

Re: Все дело в деньгах

Так сначала мораль, а потом минимизация потребления или наоборот?
Вообще то я еретик в этом сообществе, т.к. утверждаю, что выход из кризиса возможен и без увелеичения энерговооруженности и наоборот, ни какая энерговооруженность не спасет разложившееся общество.

Re: Все дело в деньгах

Необходимость минимизации сделала мораль актуальной. Одно без другого не сработало бы, в тот момент. А разложение одно из признаков кризиса. Так что на одной морали не выехать.

Преодоление кризисов. Византийский опыт.

User doomsterion referenced to your post from Преодоление кризисов. Византийский опыт. saying: [...] Originally posted by at Преодоление кризисов. Византийский опыт. [...]

Что-то сторонники легализации всякой грязи в последне

User vitkor_k referenced to your post from Что-то сторонники легализации всякой грязи в последнее время активизировались. saying: [...] оление кризисов. Византийский опыт. [...]

Re: Что-то сторонники легализации всякой грязи в послед

Дасистгут.

Для упёртых
на религиозной идеологии, рекомендую ознакомиться
чем кончается уничтожение юстинианами и христианским жречеством образования и науки:

http://thietmar.narod.ru/iran/nachalo.htm
http://thietmar.narod.ru/start.htm


Сама же идея ограничений для "элит" вполне годна.

(Deleted comment)
А в чем вопрос-то?

  • 1
?

Log in